Слова и маршруты: <!-- -->Наёмники

Наёмники

Какие проблемы я пытаюсь решить?

  1. Увеличение грузоподъёмности, боевой мощи и классового разнообразия отряда. Старые модули местами рассчитаны на партии от 6 человек: если водить такую группу в старых традициях ещё ничего, то вот собрать - настоящее испытание. Кроме того, ОСР игры тяготеют к случайной генерации персонажа, поэтому гарантировать, что в отряде будут файтер-клирик-вор-и-маг невозможно, а хочется.
  2. Запасные персонажи. Разные ведущие по-разному решают вопрос с новыми персонажами игроков взамен умерших. Лично мне не нравится, когда новые персонажи получаются из ниоткуда. Поэтому я разрешаю своим игрокам брать под управление своих(или чужих - по договорённости) наёмников. Это самая меньшая из проблем.
  3. Наличие понятных правил по процедуре найма - сколько времени нужно, как определять доступных кандидатов, сколько стоят их услуги и т.д.
  4. Совместимость с КАРМА. Забегая немного вперёд: желая решить проблему 1 я решил предоставлять возможность игрокам брать с собой наёмников-спутников. Спутники - это классовые персонажи. А раз у них есть классы, значит следует быть и уровням(как минимум, для упрощения ответа на вопрос "а сколько огненных шаров может скастовать мой наёмный маг Йорлафал?"). А раз есть уровни, значит им следует повышаться. А если основной персонаж умрёт(проблема номер 2), то игрок справедливо задаст вопрос: "А могу ли я продолжить игру Йорлафалом, магом 4-го уровня?". А так как мне нравится концепция-конвенция КАРМА, то следует подумать и о том, чтобы мой игрок смог продолжить играть Йорлафалом и у других ведущих.

Источники вдохновения и обзор решений

Белый шум

Данное правило я пишу для текущей(и возможно грядущих) кампании по Белому шуму. Стандартные правила Белого шума довольно аскетичны: есть слуги и воины. Слуги носят и дешевые. Воины воют и подороже(впрочем, на мой вкус тоже дешевые). При этом в уровнях они не растут. Эти правила не вполне соответствуют первому пункту моих требований: такие наёмники не усилят партию для прохождения более сложных уровней или отдельных подземелий и среди них не найдётся ни одного заклинателя. Кроме того, нет конкретных правил по процедуре найма.

OSE

Один из популярных ретро-клонов. Правила OSE разделяют спутников и наёмников. Первые - полноценные приключенцы, с классом и уровнем. Вторые - солдаты, нанимаемые только для боевых или охранных задач. Они не спускаются в подземелья и сопровождают отряд только в дикой местности или крепостях. В целом это решение подходит для задачи номер 1 - можно поискать спутника-жреца или волшебника. Однако есть проблемы с совместимостью с КАРМА и процедура найма всё ещё остаётся довольно размытой.

Дольменвуд

Дольменвуд - готовый сеттинг для OSE. По большому счёту, это моя вторая отправная точка. В Белом шуме нет подробных правил по найму(так же как в OSE), поэтому когда мне потребовалось быстро ответить на вопрос "как я могу нанять и кого" - я воспользовался правилами по найму из 7-го номера журнала Wormskin.

ACKS

На мой взгляд, интересная система правил, нацеленная на развитие персонажей от авантюристов до королей(Adventurer Conqueror King System). Так же, как и OSE, ACKS делит наёмников на солдат и спутников. Наёмники используются только для охраны и войны, спутники спускаются с вами в подземелья. Нацеленность на доменную игру выражается в подробных табличках найма: доступность и число разных наёмников определяются размерами поселения и категорией рынка. Найм может занимать несколько недель - это оправдано численностью наёмников, правила позволяют нанимать за раз до 400 солдат. Спутники обладают уровнем и доступность спутников разного уровня так же определяются категориями рынка.

Багровая заря

Популярная русскоязычная система выделяет наёмников(профессионалов в своих областях) и спутников. Последние готовы спускаться в подземелья и представляют собой несколько упрощённых персонажей. У них есть уровень и класс, они могут получат опыт. И наёмники, и спутники проходят проверки боевого духа.

Правила по наёмникам

Виды наёмников

  • Слуги - наёмники, выполняющие хозяйственные работы и переносящие за героями снаряжение. Они не будут принимать участие в сражениях и выполнять какие-либо опасные действия*. У них нет отдельных костей хитов, любой урон убивает слугу.
  • Бойцы - наёмники, занимающиеся охраной и участвующие в сражениях. Они не будут выполнять какие-либо опасные действия*. Бойцы считаются персонажами 1-го уровня и имеют 1 кость хитов.
  • Спутники - наёмники, помогающие персонажам в любых ситуациях в их авантюрах. Они будут сражаться на стороне героев и готовы по просьбе выполнять какие-либо опасные действия*, но в этом случае ведущий может сделать проверку морали.

*Опасные действия - различные действия в особенно рискованных и сомнительных обстоятельствах. Это может быть проверка сундука или коридора на ловушки, дегустация сомнительной жидкости, просовывание рук в тёмные страшные отверстия и т.д. на усмотрение ведущего.

Найм

Наёмников можно нанимать в любом населённом пункте. На поиск и найм персонаж тратит один день. Один персонаж может заняться поиском желающих для всей партии - но броски должны будут делать все желающие кого-либо нанять.

Число желающих

Для определения количества кандидатов игрок бросает 2d6 + модификаторы из списка ниже:

  • модификатор проверки морали/лояльности.
  • модификатор +1 или +2 за 10 или 25 зм соответственно.
  • модификатор -2 за поиск в деревне.
  • модификатор +1 или +2 за поиск в городах и больших городах(размер определяется ведущим) соответственно.
  • модификатор -2 за поиск только двух видов наёмников(слуг и спутников, слуг и бойцов или бойцов и спутников).
  • модификатор -3 за поиск только одного вида наёмников.
  • модификатор славы нанимателя: 1/3 от уровня нанимателя(с округлением по правилам математики).
  • модификатор репутации нанимателя: -1 за каждого погибшего наёмника персонажа за последний месяц.

Количество найденных кандидатов определяется по таблице :

Результат броскаЧисло желающих
20
3-51
6-82
9-113
12+4

Например: Нипка, воин 4-го уровня, с модификатором морали равном 0, хочет найти наёмников в большом городе. Она готова потратить 25 монет(на мальчиков-зазывал, на выпивку). Ей не нужны слуги, но с прошлой экспедиции не вернулся один из её наёмников. Сумма модификаторов равна: 0(модификатор морали) + 2(за оплату услуг) + 2(за поиск в большом городе) - 2(потому что не ищет слуг) + 1(модификатор славы, 4-ый уровень разделить на 3 = 1.33333, округляем до 1) - 1(за погибшего наёмника) = 2. Нипка делает бросок 2d6+2, с результатом 8 - у неё есть 2-ое желающих присоединиться к её приключениям.

Состав желающих

Если на предыдущем броске были найдены желающие присоединиться к партии и игрок искал больше одного вида наёмников, делаются броски по таблице классов кандидатов.

Результат броскаНаёмник
1-30Слуга
31-80Боец
81-85Воин*
86-90Вор*
91-95Жрец*
96+Маг*

*Вновь нанятый спутник всегда имеет 1-ый уровень.

Оплата и расходы

Слуги берут в качестве оплаты 2 зм в неделю. Бойцы получают 5 зм в неделю. Слуги и бойцы нуждаются в содержании за счёт их нанимателя. Наниматель оплачивает их постой во время отдыха в населённых пунктах(по 1 зм в день за каждого слугу или бойца) и обеспечивает всем необходимым(еда, вода, транспорт, специальное снаряжение) во время экспедиций.

Спутники участвуют в приключениях за свою долю сокровищ. При каждом возвращении в город, ведущий броском 1d10 * 5 определяет, какую часть полученных сокровищ спутники потратят на увеличение собственного опыта. Остальные средства спутники тратят на постой и подготовку к следующим экспедициям, на усмотрение игрока-нанимателя. Спутники не будут передавать собственные деньги основным персонажам игрока, но могут "скинуться" на общие нужды группы.

Снаряжение кандидатов

Наёмники всегда прибывают со следующим минимальным списком снаряжения:

  • Бурдюк с водой
  • Непортящиеся пайки на 7 дней
  • Рюкзак
  • Спальный мешок

Бойцы и спутники так же имеют при себе оружие и доспех определяемый ведущим. Спутники могут иметь дополнительное снаряжение, определяемое ведущим. Спутники могут временно передавать своё снаряжение нанимателю(включая магические или редкие и дорогие предметы), но в этом случае ведущий может сделать проверку морали.

Лояльность при найме

При успешном найме ведущий тайно определяет лояльность наёмника броском 3d6 + модификатор славы нанимателя(1/3 от уровня нанимателя с округлением по правилам математики) и сверяется с таблицей ниже:

Результат броскаМодификатор к проверке морали
3предаст/бросит при первой возможности
4-5-2
6-9-1
9-12-
13-15+1
16-17+2
18безоговорочная преданность, проверки морали не требуются

Проверки морали

В ходе приключений вместе с персонажами, наёмники совершают проверки морали. Это может происходить как в сражении, так и вне его. Ко всем проверкам морали добавляется модификатор лояльности, определяемый при найме. Для всех проверок морали слуги считаются наёмниками 0-го уровня, бойцы - 1-го, а спутники имеют собственный уровень.

Проверка морали в бою

При проверке морали в бою, к броску так же добавляется разница между уровнем наёмника и костью хитов самого сильного непосредственного противника.

Проверка морали вне боя в подземелье

При проверке морали вне боя в подземелье, к броску так же добавляется разница между уровнем наёмника и уровнем подземелья. Уровень подземелья определяется ведущим.

Проверка морали вне боя в дикой местности

При проверке морали вне боя в дикой местности, к броску так же добавляется разница между уровнем наёмника и количеством недель(с округлением до бОльшего целого) пути отряда до ближайшего населённого пункта.

Таблица морали

Результат броскаМораль
2-Бегство и паника - уменьшает лояльность всех остальных наемников на 1
3-5Бегство
6-8В смятении, лояльность снижается на 1
9-11Стойко держатся, лояльность не изменяется
12+Моральный подъем, повышение лояльности на 1

Замена основного персонажа

Смена персонажа

Игрок может в любой момент продолжить играть любым из своих или чужих (по согласованию с нанимателем) наёмников. Если игрок продолжает игру за слугу или бойца, то он создаёт нового персонажа по стандартным правилам, за исключением стартового снаряжения - оно достаётся от наёмника. Необходимое классовое снаряжение(книга заклинаний или святой символ) появляется волшебным образом. Если игрок продолжает игру за спутника, тот переходит под управление игрока как есть, со всеми характеристиками и снаряжением.

Изменение лояльности

При смене основного персонажа бывшие наёмники основного персонажа проходят проверку реакции (2d6 + модификаторы харизмы и славы нового основного персонажа) по таблице ниже:

Результат броскаСмена нанимателя
6-Отказ
7-9Сомнение*
10+Согласие на прежних условиях

Спутники не станут работать на персонажа более низкого уровня.

Отказавшиеся наёмники могут быть наняты другими персонажами партии по этим же правилам.

*Сомнение означает, что новый наниматель должен предложить какой-то бонус(действующий до ближайшего возвращения в город или до конца ближайшего периода оплаты) чтобы убедить наёмника остаться.